Не бродяги, не пропойцы,
за столом семи морей
вы пропойте, вы пропойте
славу женщине моей!
Вы в глаза ее взгляните,
как в спасение свое,
вы сравните, вы сравните
с близким берегом ее.
С тобою дни равны годам ========================
=====================================================

ФОРУМЫ ШАХРУНЕТА

Форум КС(Крест)

Форум Чесспро

Форум Енота

КвантоФорум

ИШФ(Чич)

Форум ШпиЛь(Ф.Ю.)

Форум друзей шахмат

Объявление

ФОРУМ ЗАКРЫТ. Каникулы.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум друзей шахмат » Тестовый форум » Анна Андреевна Ахматова


Анна Андреевна Ахматова

Сообщений 31 страница 60 из 131

31

.....Однако при всей, как бы сейчас сказали, спортивности у «дикой
девочки» долго, лет до пятнадцати, бывали приступы лунатизма (поэтому-то Гумилев
и называл ее «Девой Луны»). Она вставала ночью, уходила, в бессознательном
состоянии, на лунный свет. Отыскивал ее отец и приносил на руках домой. Андрей
Антонович любил хорошие сигары, папирос не признавал. Этот отцовский запах,
запах дорогой сигары, с тех пор навсегда связался с лунным светом. Старая нянька твердила барыне: вся беда оттого, что в комнате, где спит девочка, забыли ....занавесить окно.

32

Окно зашторили, но Анна тайком, дождавшись восхода луны, занавески раздергивала. Ей нравилось следить за игрой лунных лучей с вещами и предметами ее спаленки:

Молюсь оконному лучу -
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.

На рукомойнике моем
Позеленела медь,
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть...

33

Дафнис и Хлоя
..................................
Валерия Тюльпанова, по мужу Срезневская, вспоминает: «Мы вышли из дому - Аня и я
с моим братом Сережей - прикупить какие-то милые украшения для елки. Был
чудесный солнечный день. Около Гостиного двора мы встретились с “мальчиками
Гумилевыми”, Митей (старшим, тогда морским кадетиком) и Колей-гимназистом...
Встретив их на улице, мы уже дальше пошли - я с Митей, Аня с Колей за покупками,
и они проводили нас до дому. Аня ничуть не была заинтересована этой встречей,...............

34

Навсегда запомнил эту встречу и Николай Гумилев; в стихотворении «Современность»
она описана так:

Я закрыл Илиаду и сел у окна,
На губах трепетало последнее слово,
Что-то ярко светило - фонарь иль луна
И медлительно двигалась тень часового...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Я печален от книги, томлюсь от луны,
Может быть, мне совсем и не надо героя,
Вот идут по аллее, так странно нежны,
Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.

35

Ничего не забыла, как выяснится через полвека, и Аня Горенко: ни лип в морозном
серебре, ни алмазную, первую, их с Николаем Степановичем зиму, и самый важный в
1903 году день - под Рождество: «24 декабря познакомилась с Н.С.Гумилевым в
Царском Селе» (помета в «Записной книжке» от 1959 г.). Эта дата вошла в личный
хронограф Анны Ахматовой как незабвенная.

36

.........Стихи, соображения о
стихах, имена поэтов, ей неведомых, сыпались из него как из рога изобилия. А как-то,
ближе к весне, замерзнув, Дафнис и Хлоя сели в поезд, доехали до города и тем же
паровичком вернулись. И всю дорогу не замолкая Гумилев объяснял, что такое
символизм, а у ворот ее дома, впервые сильно смутившись, признался, что и он -
символист, выбравший в учителя (гимназист говорил: мэтр) Валерия Брюсова. (Вспоминая
тогдашнего Гумилева, Ахматова скажет: «Он поверил в символизм как в Бога».) ...

37

Анна Ахматова Воспоминания об Александре Блоке
..............................
........................

Летом 1914 года я была у мамы в Дарнице, под Киевом. В начале июля я поехала к себе домой, в деревню Слепнево, через Москву. В Москве сажусь в первый попавшийся почтовый поезд. Курю на открытой площадке. Где-то, у какой-то пустой платформы, паровоз тормозит, бросают мешок с письмами. Перед моим изумленным взором неожиданно вырастает Блок. Я вскрикиваю: «Александр Александрович!» Он оглядывается и, так как он был не только великим поэтом, но и мастером тактичных вопросов, спрашивает: «С кем вы едете?» Я успеваю ответить: «Одна». Поезд трогается.

Сегодня, через 51 год, открываю «Записную книжку» Блока и под 9 июля 1914 года читаю: «Мы с мамой ездили осматривать санаторию за Подсолнечной. Меня бес дразнит. — Анна Ахматова в почтовом поезде
..........................

38

Анна Ахматова

Он прав — опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит…
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит
Когда он Пушкинскому Дому,
Прощаясь, помахал рукой
И принял смертную истому
Как незаслуженный покой.

39

Юрий Анненков Анна Ахматова
из книги «Дневник моих встреч»
*****************************************

Анна Ахматова, застенчивая и элегантно-небрежная красавица, со своей «незавитой челкой», прикрывавшей лоб, и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, — читала, почти напевая, свои ранние стихи. Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, какими располагала Ахматова. Пожалуй — Владимир Маяковский. Но если чтение Ахматовой, полное затушеванной напевности ее тихого голоса, было чтением «под сурдинку», то Маяковский скандировал свои поэмы «во весь голос», как он озаглавил одну из самых последних своих вещей, написанную незадолго до самоубийства. Стихи Маяковского тоже нужно было не только читать, но и слушать в исполнении автора. Когда он читал свою поэзию с эстрады или просто в моей комнате, то можно было подумать, что слышишь ритмический грохот заводских машин.

Одно из первых стихотворений Ахматовой, услышанное мной в ее чтении, относилось к Пушкину и к Царскому Селу, где она провела свое детство и юность:

40

Юрий Анненков Анна Ахматова
из книги «Дневник моих встреч»

******************************************************
Смуглый отрок бродил по аллеям
У озерных, глухих берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том
*******************************
Тогда же (а может быть, несколько позже) Ахматова прочла, или напевно прошептала, стихотворение «Вечером»:
…Он мне сказал: «Я верный друг!»
И моего коснулся платья.
Как непохожи на объятья
Прикосновенья этих рук…
…А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
«Благослови же небеса:
Ты в первый раз одна с любимым».

Эти строфы говорят о Гумилеве.

41

И потом — еще одно восьмистишие, посвященное Н. Гумилеву, ее мужу, и написанное в 1912-м году:
В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашу встречу, мальчик мой веселый.
Только ставши лебедем надменным,
Изменился серый лебеденок,
А на жизнь мою, лучом нетленным,
Грусть легла, и голос мой незвонок.

Грусть была, действительно, наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже — когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо особенно красивым. Всякий раз, когда я видел ее, слушал ее чтение или разговаривал с нею, я не мог оторваться от ее лица: глаза, губы, вся ее стройность были тоже символом поэзии.

*********************************************

42

Юрий Анненков Анна Ахматова
из книги «Дневник моих встреч»

***************************************************
В «Бродячей Собаке» Ахматова прочитала однажды стихотворение, посвященное Александру Блоку (1914 г.):
Я пришла к поэту в гости.
Ровно в полдень; в воскресенье;
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз…
…Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Я вспомнил это стихотворение потому, что я тоже был у Блока в этом доме, «у морских ворот Невы», в просторной комнате, которая навсегда запомнилась.

43

Приблизительно в то же время (декабрь 1913 г.) А. Блок написал стихотворение:
Анне Ахматовой
«Красота страшна», Вам скажут
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан — в волосах.
«Красота проста», Вам скажут
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан — на полу.
Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащий,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:
«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, что жизнь страшна».

*****************************************

44

О сборнике «Anno Domini», вышедшем в 1922-м году (изд. «Петрополис», Петербург), замечательно отозвался Виктор Шкловский.

«Это как будто отрывки из дневника, — писал он. — Странно и страшно читать эти записи. Я не могу цитировать в журнале эти стихи.

Мне кажется, что я выдаю чью-то тайну.

Нельзя разлучать этих стихов.

В искусстве рассказывает человек про себя, и страшно это, не потому, что страшен человек, а страшно открытие человека…

Нет стыда у искусства…

Почему же поэты могут не стыдиться? Потому, что их дневник, их исповеди превращены в стихи…

45

Свобода поэзии, отличность понятий, входящих в нее, от тех же понятий до претворения — вот разгадка лирики.

Вот почему прекрасна прекрасная книга Анны Ахматовой и позорна была и будет работа критиков всех времен и народов, разламывающих и разнимающих стихи поэта на признания и свидетельства».
********************************
Последняя фраза В.Шкловского очень прозорлива, ИМХО, и
уместна именно в наше время.
Когда, что ни книга о великих, то  обязательно копание в их интимной жизни, ......

46

Я сделал с Ахматовой в 1921-м году два портретных наброска: один — пером, другой — в красках, гуашью. Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чем. Портрет, сделанный пером, был сначала воспроизведен в книге моих портретов (изд. «Петрополис», Петербург, 1922), затем, в 1923-м году — во втором издании «Anno Domini». После этого, в течение многих лет, он воспроизводился во Франции, Германии, Италии, Соединенных Штатах Америки, Аргентине и в других странах.......

47

Анна Ахматова

О тебе вспоминаю я редко
И твоей не пленяюсь судьбой,
Но с души не стирается метка
Незначительной встречи с тобой.

Красный дом твой нарочно миную,
Красный дом твой над мутной рекой,
Но я знаю, что горько волную
Твой пронизанный солнцем покой.

Пусть не ты над моими устами
Наклонялся, моля о любви,
Пусть не ты золотыми стихами
Обессмертил томленья мои,—

Я над будущим тайно колдую,
Если вечер совсем голубой,
И предчувствую встречу вторую,
Неизбежную встречу с тобой.

1913

48

Процитирую уж здесь Мариньона из темы о Маяковском на ИШФ
Я смотрю, Чич заделался пикаперским гуру.  Я не гуру, и вижу эту ситуацию иначе.
Лили была слишком интересным человеком чтобы ей не восхищаться. Сама же Лили, если она восхищалась кем-то, предлагала ему себя, и очень обижалась, если ей отказывали.
Это лишало ее превосходства......

===============================
Сколько людей, столько мнений.Кстати, Анна Андреевна тоже на эту тему высказывалась. Щас поищу....

49

Потерялась куда-то цитата.
-----------------
Но вот еще одно мнение
...Читая то немалое, что написано сегодня о Лиле Брик и ее
отношениях с Маяковским, я часто теряюсь, не зная, как ко всему
этому относиться. Слишком уж плотно и густо намешано там высокой любви и низкой стервозности, чистого искусства и невыносимой пошлости. По-моему, истина, если о таковой вообще можно говорить, находится даже не посередине. Она находится везде понемногу. Так тоже бывает. Но женщина, из-за поступков которой и восемьдесят лет
спустя ломаются копья, - несомненно, великая женщина.

================================

50

Анна Ахматова, по свидетельству Лидии Чуковской,
всегда «с презрением и гневом» относилась к Брикам. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие её суждения: «Литература была отменена, оставлен был один салон Бриков, где писатели встречались с чекистами» (20 мая 1940); «Лиля всегда любила «самого
главного»: Пунина, пока он был «самым главным», Краснощёкова, Агранова, Примакова... Такова была её система» (25 апреля 1959);

51

Анна Ахматова
МАЯКОВСКИЙ В 1913 ГОДУ
Я тебя в твоей не знала славе,
Помню только бурный твой расцвет,
Но, быть может, я сегодня вправе
Вспомнить день тех отдаленных лет.
Как в стихах твоих крепчали звуки,
Новые роились голоса...
Не ленились молодые руки,
Грозные ты возводил леса.
Все, чего касался ты, казалось
Не таким, как было до тех пор,
То, что разрушал ты,- разрушалось,
В каждом слове бился приговор.
Одинок и часто недоволен,
С нетерпеньем торопил судьбу,
Знал, что скоро выйдешь весел, волен
На свою великую борьбу.
И уже отзывный гул прилива
Слышался, когда ты нам читал,
Дождь косил свои глаза гневливо,
С городом ты в буйный спор вступал.
И еще не слышанное имя
Молнией влетело в душный зал,
Чтобы ныне, всей страной хранимо,
Зазвучать, как боевой сигнал.
1940

52

Книгу Аллы Марченко "Ахматова: жизнь" не буду больше цитировать.
Но процитирую отрывок из рецензии на эту книгу.Автор рецензии писатель и критик С.Шишкова-Шипунова
===============================
....................................................
Пора подвести итоги. Как ни странно, но того образа Анны Ахматовой, который
знаком нам по запискам Л.Чуковской, воспоминаниям Э.Герштейн, Л.Гинзбург, Н.Мандельштам,
Н.Ильиной, рассказам М.Ардова и А.Наймана, беседам В.Дувакина и т.д., в книге
Марченко как-то не возникает. Здесь она другая. Постоянно обыгрывается образ
змеи, о змеиной гибкости молодой Ахматовой говорится так много, будто это было
главным в ее облике. Так же часто эксплуатируется тема «ведьмячества», «провидчества»,
«пророчества», хотя надежных подтверждений этой теме, в общем-то, нет

53

А вот
отмечавшиеся буквально всеми, кто лично знал Ахматову, ее остроумие и
острословие у Марченко куда-то пропало. Пропало и то обаяние личности, о котором
пишут ее друзья и современники. Все они любили Ахматову – не только как поэта,
но и как человека, как выдающуюся личность. А что мы видим у Марченко? Интерес,
любопытство, азарт исследователя, но и только. Отсюда – невольное снижение образа.
А вот Ахматова своего Пушкина любила.

54

Завершив довольно объемное «расследование», автор, к сожалению, не делает
никаких обобщений, не подводит никаких итогов, не пытается ответить на вопрос,
ради которого только и стоило браться за эту тему: почему же личная жизнь
Ахматовой сложилась так неудачно? Между тем, обобщения и выводы напрашиваются сами собой.
Почти все возлюбленные Ахматовой были поэтами.

55

Не говоря уже о Гумилеве, стихи писали и Чулков, и Шилейко, и Пунин, и Недоброво.
Художник Модильяни страстно любил поэзию, художник Анреп сам писал стихи,
композитор Лурье писал музыку к стихам… Единственный «чужой» в этом ряду –
профессор медицины Гаршин, и тот прекрасно разбирался в поэзии, боготворил Гумилева.
В то же время ни с одним из крупных поэтов-современников (исключая опять-таки
Гумилева) романа у Ахматовой не случилось. Блок, Маяковский, Есенин, Мандельштам,
Пастернак – все они, высоко ценя Ахматову как поэта, предпочитали других женщин,
не поэтов. Женщина-поэт отпугивала поэтов-мужчин. Почему?

56

Мне представляется очень верной догадка А.Кушнера, изложенная им несколько лет
назад в статье «Анна Андреевна и Анна Аркадьевна»?.
«…Так ли уж приятно мужчине стать героем любовного цикла? Возможно, не пишущему
стихи это еще может быть лестно, хотя чем кончается такой лирический сюжет, мы
знаем… (далее приводятся стихи о Гаршине, где он «с оскалом волчьим» - С.Ш.)…
Тем более такая роль вряд ли могла понравиться Гумилеву. Может быть, и Блок
уклонился от романа с ней, потому что ему вовсе не хотелось быть воспетым в
стихах: стихами его не удивишь, он и сам их писал неплохо.

57

Представьте Петрарку,
читающего о себе сонет Лауры, или Маяковского, о котором в поэме пишет Лиля Брик!»
Это замечание можно счесть универсальным, относящимся не к одному только Блоку,
но ко многим, кто имел честь быть «воспетым» Анной Ахматовой. Если бы еще стихи
ее не были так откровенны, так интимны! Что касается Гумилева, то в 1903 году он
влюбился в девочку, которая еще не знала, что она – поэт, и первые ее
поэтические опыты воспринимал скептически. А когда стало ясно, что она одареннее
его, что ее поэтическая слава уже опережает его славу, они расстались.

58

Я не
говорю, что поэтому, но именно в это время.
Почти все возлюбленные Ахматовой были знакомы друг с другом.
Во всяком случае, это были люди одного круга. Шилейко был близким другом
Гумилева, Анреп – лучшим другом Недоброво, Шилейко и Пунин также были хорошо
знакомы. Гумилев в свое время ухаживал за Лидой Аренс, а на Анне Аренс был женат
Пунин, Ахматова потом жила с ней под одной крышей. Несмотря на ее мимолетные
отношения с Сергеем Судейкиным и более продолжительные – с Артуром Лурье, жена
обоих – Ольга Судейкина была очень близкой подругой Ахматовой.
Эта теснота отношений, это вращение в одном и том же (порочном) круге не
способствовала встрече одного-единственного, «царевича», о котором она мечтала с
детства и о котором писала в своей поэме «У самого моря».

59

Почти все ее романы были с женатыми мужчинами.
И все эти мужчины, в конце концов, возвращались к своим женам (Чулков, Недоброво,
Анреп) или уходили к другим женщинам (Гумилев, Шилейко, Пунин, Гаршин). Причем
эти «другие» были самыми обыкновенными женщинами. Словно после слишком большой
высоты всем им хотелось на землю, к чему-то простому и заурядному. Совершенно
беспомощная в быту, она не была ни хорошей хозяйкой, ни хорошей матерью, ни хорошей женой. Она была только подруга, но какая!

60

«… Моя дружба с ней, может быть, гибельна для меня, но не только я один
предпочитаю эту гибель страху ее потерять или скуке ее не иметь» (Н.Н.Пунин – жене).
Она была лучший собеседник, которого все они знали. Они любили говорить с ней,
читать стихи, но женились на простых женщинах, потому что хотели, кроме умных и
возвышенных разговоров, обеда и уюта.
«Анна Андреевна… была настолько ослепительно умна, что она, когда желала быть…
обольстительной женщиной, она прикрывала степень своего ума, чтобы не обижать мужчин…» (Г.Козловская в беседе с В.Дувакиным).


Вы здесь » Форум друзей шахмат » Тестовый форум » Анна Андреевна Ахматова