Не бродяги, не пропойцы,
за столом семи морей
вы пропойте, вы пропойте
славу женщине моей!
Вы в глаза ее взгляните,
как в спасение свое,
вы сравните, вы сравните
с близким берегом ее.
С тобою дни равны годам ========================
=====================================================

ФОРУМЫ ШАХРУНЕТА

Форум КС(Крест)

Форум Чесспро

Форум Енота

КвантоФорум

ИШФ(Чич)

Форум ШпиЛь(Ф.Ю.)

Форум друзей шахмат

Объявление

ФОРУМ ЗАКРЫТ. Каникулы.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум друзей шахмат » Тестовый форум » Анна Андреевна Ахматова


Анна Андреевна Ахматова

Сообщений 1 страница 30 из 131

1

Какое мне попалось интереснейшее интервью!
С самой внучкой Н.Пунина
===========================
Анна КАМИНСКАЯ. Дочь Фонтанного дома
Через всю жизнь Анна Каминская несет любовь к Фонтанному дому - старинному, окутанному тайнами дворцу на Фонтанке, 34. Она родилась здесь в конце 30-х. Здесь жили ее прадед - генерал-лейтенант Императорского флота Евгений Иванович Аренс, ее бабушка - Анна Евгеньевна Аренс-Пунина, и мать - Ирина Николаевна Пунина. Здесь творили ее дед, блистательный российский искусствовед Николай Николаевич Пунин, и его жена Анна Ахматова.

==================

Это ведь во многом благодаря именно ей появилась книга из дневников и писем Н.Н.Пунина
"Мир светел любовью"

2

- Если можно, чуть подробнее об упомянутых Вами дневниках и письмах Пунина. Они вышли в свет в 2000 году под названием "Мир светел любовью".
- Книга эта - памятник Николаю Николаевичу от нашей семьи: от моей мамы Ирины Николаевны, моего покойного мужа, художника Леонида Зыкова, и меня.
Особо скажу о дневниках. Первые записи в них относятся к 1904 году, когда автору было 15 лет, а последние - к 1947-му, за два года до лагерей. Не раз дневники Пунина находились под угрозой уничтожения: в тридцатые годы стопку тетрадей прятали в нише двора-колодца у брата Александра Николаевича, во время эвакуации они оставались в опустевшей квартире Фонтанного дома, а при аресте Пунина в 1949-м были изъяты и несколько месяцев находились в стенах "Большого дома".

3

Это похоже на чудо, что уже после отправки деда в лагерь в ответ на совместное заявление его дочери Ирины и близкой подруги, искусствоведа Марты Голубевой, дневники были возвращены. Долгое время они хранились в нашей семье. А Голубева свободно пользовалась архивом, подолгу задерживая дневники у себя. После смерти Голубевой ее дочь Казимирова вернула моей маме тетради 1904-1915 годов и некоторые другие рукописи. По ее свидетельству, других материалов Пунина у нее не оставалось. Однако в 1974 году американский славист Сидней Монас именно у Казимировой приобрел множество документов из архива Пунина. Были там и дневники деда 1915-1925 годов.

4

Позднее все эти документы поступили в Техасский университет, где хранятся по сей день. Нам же из Америки были переданы лишь копии этих архивных материалов. Но и это не все. Оказывается, еще одна часть пунинского архива с дневниками 1942-1946 годов по-прежнему оставалась в семье Голубевой. Мы выкупили эти дневники уже у ее внука...
Но, кроме дневников, в книгу вошла и небольшая часть деловой, дружеской и семейной переписки деда. При отборе писем учитывалась прежде всего та роль, которую они могли играть в документально-биографическом повествовании.

5

Пожалуй, исключение составляет переписка, в том числе и любовная, Пунина с Ахматовой... После разрыва, который произошел между ними в 1938 году, они вернули письма друг другу.
Собственно, из писем и дневников, выстроенных в хронологическом порядке, и получилась книга. Перед нами своеобразный исторический, житейский, психологический роман. Роман с невымышленными героями, среди которых немало известных имен, с невымышленными положениями, с невымышленным фоном. В успехе этого романа опять же прежде всего повинен мой дед: на этот раз он представил читателю свой, скрытый до времени, гипнотический дар подлинного писателя.
============================

6

- Анна Генриховна, в книге удивительно богата ахматовская иконография. Здесь есть фотографии Анны Андреевны, которые практически до 2000 года никто никогда не видел. Откуда все это?
- Эти снимки относятся к 1922-1927 годам. Большинство из них сделаны дедом в нашей квартире и в саду Фонтанного дома: Анна Андреевна у портика Кваренги, у решетки Северных ворот, в столовой, в пунинском кабинете, на фоне Шереметевского дворца и т.д.
Леонид Зыков как редактор-составитель книги и художник дал новую жизнь хранившимся у нас старым, сделанным на стекле, негативам. Из Парижа была привезена специальная фотобумага, на которой и печатались снимки.
Всего Пунин оставил нам около шестидесяти фотографий Анны Андреевны. И они дают ей такую интересную, такую разную, такую неожиданную характеристику, какую Вы не найдете в ее общеизвестных портретах. Здесь Ахматова очень разная - и сурова, и поэтически задумчива, и вампирически прекрасна, и кокетлива, и надменна, и исполнена мягкости и доброты.
================

7

- Но ведь и из самой переписки Анны Андреевны с Пуниным Ахматова предстает весьма неоднозначной, зависящей от настроений, а порой и весьма капризной женщиной. Не кажется ли Вам, что в ее посланиях порой больше любовной игры, чем самой любви?
- Нет, не кажется! Анна Андреевна любила Пунина, как не любила никого ни до, ни после. Она сама признавалась в этом. Очень любил ее и мой дед; продолжал любить даже спустя десятилетия. И, наверное, не случайно в короткой записке, оставленной нам в момент ареста, 21 августа 1949 года, он писал: "Целую, целую всех троих". Я и мама были в это время на даче. Первой из тех, кто мог прочесть записку, была оставшаяся в Фонтанном доме Анна Андреевна.

8

- Сколько же лет жила Ахматова в Фонтанном доме?

- С нашей семьей - около 30 лет. Но впервые она появилась здесь гораздо раньше, еще до революции, будучи женой Вольдемара Казимировича Шилейко, лингвиста, востоковеда, друга Николая Гумилева. Шилейко, приглашенный сюда Сергеем Дмитриевичем Шереметевым учить его детей, жил в Фонтанном доме. Потом Ахматова ушла отсюда и жила в Петрограде по многим адресам, но судьбе было угодно в 1923-м вновь привести ее в Фонтанный дом. Теперь уже к моему деду. Здесь же с 1928-го по 1949-й с большими перерывами - тюрьма и война - жил и ее сын Лев Гумилев.

9

Надо сказать, что Пунин и Ахматова были знакомы давно по "Бродячей собаке" или, скорее всего, еще с тех времен, когда оба жили в Царском Селе. Почти одногодки, они могли, скажем, встречаться в поэтическом "Салоне наук и искусств", который существовал в 10-е годы ХХ века при Царскосельском Адмиралтействе, которым заведовал тогда генерал-лейтенант флота Евгений Иванович Аренс, мой прадед со стороны матери. Кстати, салон этот познакомил Пунина с его первой женой - Анной Евгеньевной Аренс-Пуниной.
Анна Евгеньевна и Анна Андреевна мирно сосуществовали в Фонтанном доме многие годы. Моя бабушка по разным причинам не хотела уезжать отсюда, как, впрочем, не уехала из Фонтанного дома после разрыва с дедом и Ахматова...

10

Она жила в дедовском кабинете, а после возвращения из эвакуации получила комнату съехавшей отсюда семьи Смирновых. Когда вслед за дедом арестовали и Льва Гумилева, возникла угроза потери части жилой площади. Бывший кабинет деда тогда же, после перепланировки, отошел в другую квартиру к сотруднику КГБ. Хотели отобрать у нас и бывшую детскую. Но Анна Андреевна как член Союза писателей имела право на дополнительную площадь, и ей удалось выхлопотать для себя в нашей квартире вторую комнату. Так мы и остались опять как бы одной семьей: мама, Анна Андреевна и я.
Однако тут начались злоключения с институтом Арктики и Антарктики. Это уважаемое учнако тут начались злоключения с институтом Арктики и Антарктики. Это уважаемое учреждение вселилось в Фонтанный дом еще перед войной

11

...............................
............................
В 1952-м мы уехали из Фонтанного дома на улицу Красной Конницы, или, как ее всегда называла Анна Андреевна, Кавалергардскую. Здесь у нас была пятикомнатная квартира с одной соседкой - очаровательной пожилой женщиной, бывшей невесткой барона Эссена. Но в 1961 году дом пошел на капитальный ремонт... А тут на Петроградской стороне, на Ленина, 34, был построен писательский дом, куда вместе с нами переехала Анна Андреевна. Здесь она и жила до последних своих дней.

12

- Анна Генриховна, Вы столько лет прожили рядом с гениальным поэтом, удивительным человеком... Что осталось в Вашем сердце?

- Ее доброта и душевность по отношению к моей маме и ко мне.
...................................
.............................
http://www.idelo.ru/294/27.html

13

Но был и третий арест в августе 1949 года; следствие и суд, приговоривший Пунина к длительному заключению в сталинском концлагере у Полярного круга. Его судили - это звучит сегодня странно, даже фантастично - за любовь к Сезанну и Ван Гогу!.. Тогда по стране шла охота на космополитов. Вспомнили и два прошлых ареста, в одном из которых он якобы привлекался "за контрреволюционные преступления", в другом - "как участник террористической группы". Словом, судили его как врага режима...
Николай Николаевич умер 21 августа 1953 года и похоронен под колышком с табличкой "Х-11" на лагерном кладбище в Абези (Коми АССР).

14

И сердце то уже не отзовется

На голос мой, ликуя и скорбя.

Все кончено, и песнь моя несется

В глухую ночь, где больше нет тебя.

15

В 2009 году к 120-летию вышли две книжки

Алла Марченко. Ахматова: жизнь. Москва, Аст Астрель, 2009

Светлана Коваленко. Анна Ахматова. Серия ЖЗЛ, М., Молодая гвардия, 2009
==========================
В книге Аллы Марченко биография и жизнь Анны Андреевны построены на исследовании её стихов.
Из интервью с ней
======================
Марченко : У нас привыкли так: если кто-то занимается Серебряным веком, то он вначале пишет про Ахматову, потом - про Цветаеву, затем - про Мандельштама... А я просто пишу про тех поэтов, которые мне интересны. Интерес этот с детства. Одно время я много читала Блока, а потом этот интерес как-то угас. Занималась в университете у Виктора Дмитриевича Дувакина Маяковским и... не смогла даже писать о нем дипломную работу. Пришла и сказала: "Не могу!"

В случае с поэтами, про которых пишу, не то что не разлюбила, а не потеряла интереса. Эти стихи сохранили для меня ту же свежесть, что и в 14 лет. Как говорил Мандельштам про Ахматову: ее стихи можно удалить из моего мозга только хирургическим путем. Так вот стихи Есенина, Лермонтова и Ахматовой из моего мозга можно удалить только хирургическим путем. Остальные как-то приходят и уходят.

16

РГ : Ваша книга называется "Ахматова: жизнь". Не кажется ли вам, что к ней хорошо бы подошло и название "Ахматова. Стихи", ведь вы разбираете в ней историю стихотворений Анны Андреевны - откуда они появились?

Марченко : Вы точно заметили, что главный материал для исследования или расследования в книге - это стихи. Иначе можно книгу прочитать как детектив про Ахматову и ее любовников. Я пишу и анализирую жизнь Ахматовой рядом с теми людьми, отношения с которыми обернулись стихами. А когда стихов не было, то я эти отношения и не разбираю. Ее жизнь - в стихе и стихом. Если вспомнить Пастернака: "Так начинают жить стихом..." Могли быть взаимоотношения, которые много значили в обыкновенной бытовой жизни. Та же Эмма Герштейн, вдова Мандельштама, Ардовы - все это были очень милые люди, они ей много помогали, она была к ним привязана. Но в стихах-то это не отразилось! Поэтому я тут и не копаюсь, не "рву кожуру с предмета", как Вознесенский говорил.
====================

17

...................................
У нее было тяжелое замусоренное детство. Несмотря на то что у матери были средства на приданое, пришлось пережить и бедность, и смерть родственников, оставить дом, ютиться у знакомых. Когда у девочки нет ни одного поклонника до 18 лет - это ужасно. У нее не было ни друга, ни компании, так как они часто переезжали с места на место. И тут она рано вышла замуж, и муж ее втянул в литературную жизнь. А семья у Анны была абсолютно нелитературная.

В этот момент, как это часто бывает, она превращается из дурнушки в одну из самых прелестных женщин Петербурга, как о ней писал Георгий Иванов. Ахматова сумела не просто рассказать о судьбе и романах женщины, но о том, как женщина смотрит на мир. Как она соображает. То, что называется соображением понятий и объяснением оных. Она рассказала о женщине больше, чем Лев Толстой в "Анне Карениной".

18

http://www.rg.ru/2009/06/25/ahmatova.html

19

21 марта 2010 года

Во Дворце на Яузе состоится концерт Аллы Демидовой и Ансамбля Дмитрия Покровского "Притяжение Ахматовой". Начало в 19.30.

20

Из книги "Ахматова: жизнь"-
.........................................................
И вовсе я не пророчица,
Жизнь светла, как горный ручей.
Просто мне петь не хочется
Под звон тюремных ключей.

На самом деле, конечно же, пророчица, недаром с детства удивляла близких
странным даром - видеть то, чего не видит никто. И особенно остро - чуять смерть.
Анатолий Найман в «Рассказах о Анне Ахматовой» свидетельствует: «Наши разговоры
не раз касались Т.С.Элиота... Она заговорила о нем, а не “по поводу”, за
несколько дней до его смерти. Так же беспричинно, вдруг, завела... речь о Неру
накануне его смерти, о Корбюзье, за неделю до разрыва сердца у него».

21

Акумой, то есть ведьмой, называли ее Шилейко и Пунин, а Гумилев - колдуньей. За
колдунью Анна Андреевна на мужа не обижалась, а вот когда дразнил «хохлушечкой», слегка топорщилась.

22

Ничего украинского, несмотря на фамилию, доставшуюся от
прадеда, черноморского казака, в себе не чувствовала. И Киев, где жили
родственники и где она окончила гимназию, и Севастополь, набитый разного рода
родней, где подолгу гостила, равно как и Одесса, в дореволюционную пору и были,
и слыли городами общероссийскими.

23

Анна Ахматова
О десятых годах
И никакого розового детства...
Веснушечек, и мишек, и игрушек,
И добрых теть, и страшных дядь, и даже
Приятелей средь камешков речных.
Себе самой я с самого начала
То чьим-то сном казалась или бредом,
Иль отраженьем в зеркале чужом,
Без имени, без плоти, без причины.
Уже я знала список преступлений.
Которые должна я совершить.
И вот я, лунатически ступая,
Вступила в жизнь и испугала жизнь:
Она передо мною стлалась лугом,
Где некогда гуляла Прозерпина.
Передо мной, безродной, неумелой,
Открылись неожиданные двери,
И выходили люди и кричали:
"Она пришла сама, она пришла сама!"
А я на них глядела с изумленьем
И думала: "Они с ума сошли!"
И чем сильней они меня хвалили,
Чем мной сильнее люди восхищались,
Тем мне страшнее было в мире жить,
И тем сильней хотелось пробудиться,
И знала я, что заплачу сторицей
В тюрьме, в могиле, в сумасшедшем доме,
Везде, где просыпаться надлежит
Таким, как я, - но длилась пытка счастьем.

4 июля 1955. Москва

24

......................................................
....................................
а Инна Эразмовна - свободна, недурна собой и со средствами: восемьдесят тысяч
приданого, сумма по тем временам солидная. А главное - старинной дворянской
фамилии. Для внука черноморского казака и сына флотского капитана, получившего
дворянство по выслуге лет, это было обстоятельством немаловажным. Полуопальный
Горенко подумал-подумал, да и женился. И сразу пошли дети: Андрей, Инна, Анна,
Ирина, Ия, Виктор. И все как на подбор и те, что в мать, и те, что в отца, - красивые.

25

Анна и лицом, и «расцветкой» - прямые темные изобильные волосы при
светлых глазах, в ранние годы походила на мать. И безрассудная доброта, равно
как и полнейшая беспомощность в житейских делах и заботах, перешла к ней по
материнской линии. 

26

Время молодости своих родителей Ахматова описала в первой
части цикла «Северные элегии»:

Шуршанье юбок, клетчатые пледы,
Ореховые рамы у зеркал,
Каренинской красою изумленных,
И в коридорах узких те обои,
Которыми мы любовались в детстве,
Под желтой керосиновою лампой,
И тот же плюш на креслах...
Все разночинно, наспех, как-нибудь...
Отцы и деды непонятны. Земли
Заложены. И в Бадене - рулетка.

И женщина с прозрачными глазами
(Такой глубокой синевы, что море
Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),
С редчайшим именем и белой ручкой,
И добротой, которую в наследство
Я от нее как будто получила,
Ненужный дар моей жестокой жизни...

27

Анна Ахматова

Нет, ни в шахматы, ни в теннис...
То, во что с тобой играю,
Называют по-другому,
Если нужно называть...
Ни разлукой, ни свиданьем...
Ни беседой, ни молчаньем...
И от этого немного
Холодеет кровь твоя.

1963 или 1964
Москва, Лаврушинский переулок

28

С самого начала Ахматова ощущала необходимость выразить женский взгляд на мир в такой культурно-исторической обстановке, где женские голоса, хотя уже различимые, звучали редко и едва слышно и где женщины все еще пребывали в заблуждении, что для того, чтобы быть наравне с мужчинами, нужно быть похожими на них. Глубоко верующая и вместе с тем страстная женщина, не порывавшая со своим естеством, Ахматова не могла согласиться с той ложной доктриной, в которой физическое влечение противопоставлялось Божественному замыслу. Она отвергала такое отношение к своему полу, которое делило женщин на "чистых" и "падших" и причинило столько страданий в прошедшем столетии. Когда в своей поэзии она попыталась примирить эти два начала, то на многие годы прослыла "полумонахиней, полублудницей".

автор-Аманда Хейт

29

Продолжаю цитировать книгу Аллы Марченко
В пятнадцать стало заметно: кое-что перепало ей и от отца -
жадность к жизни, высокий рост, осанка. Про осанку Андрея Антоновича говорили -
важная, про осанку дочери, когда она станет Анной Ахматовой, будут говорить -
королевская. В дар от отца получила она и четкий, конструктивный, умный ум. Даже
в старости Анна Андреевна будет удивлять людей своего окружения врожденным
умением находить решения простые и естественные, подсказанные самим ходом вещей.

30

...до семи лет она не умела и не пыталась читать.
..........................................
Зато как выучилась, перепрыгнув различе- ние слова по слогам,
сразу стала читать бегло, и не что-нибудь, а романы Тургенева и вообще все, что
читали старшие родственницы - тетки и кузины - киевские, одесские, севастопольские...


Вы здесь » Форум друзей шахмат » Тестовый форум » Анна Андреевна Ахматова